Хождение Агапия в рай

Хождение Агапия в рай
Хождение Агапия в рай – один из древнейших славяно-русских апокрифов. В рукописях (в частности, в старейшем русском списке – в Успенском сборнике – ГИМ, собр. Успен. собора, № 4, XII–XIII вв.) носит название: «Сказание отца нашего Агапия, чего ради оставляют роды и домы своя и жены и дети и въземше крест идут въслед господа, яко же Евангелие велить» (нач.: «Агапии отець нашь из млада начат бога боятися и заповеди его хранити»). Более поздние списки имеют разные названия: «Хожение святаго отца нашего Агапия» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 90/1167, XVII в.); «Повесть о преподобном Огапии како ходил в рай во плоти» (ГПБ, собр. ОЛДП, Q.234, 1-я пол. XVII в.); «Житие и хождение отца нашего Агапия» (ИРЛИ, Латгальское собр., № 162, XIX в.), «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Агапия чудотворца» (ИРЛИ, колл. Перетца, № 500, нач. XVIII в.). X. вошло в состав Пролога под 19 мая и в ВМЧ (под 14 апреля). В апокрифе рассказывается о том, как старец Агапий, побуждаемый голосом свыше или явившимся во время молитвы ангелом, отправляется в долгий путь через леса и море к раю, где его встречают сам Христос с двенадцатью апостолами и пророк Илья, которых Агапий сначала не узнает. Агапий не только «физически» достигает пределов рая, но проходит и духовный путь познания того, для чего люди оставляют своих близких и следуют «за господом». В некоторых списках позднего времени подчеркнута роль Агапия как устроителя монастыря – он создал обитель, в которой стал игуменом, и в ней церковь Спаса. В X. христианская символика сочетается с фольклорными мотивами, причем в поздней рукописной традиции фольклорные мотивы усилены по сравнению с древнейшим списком. Чудеса теряют агиографический характер и превращаются в типично сказочные. Из агиографического плана рассказа уходит конкретность, и они принимают более обобщенный вид. Можно полагать, что сюжетная основа сложилась на византийской почве, тогда как некоторые подробности путешествия Агапия возникли уже в русской рукописной практике. Несомненно, древнерусских переписчиков привлекала в апокрифе о старце Агапии сюжетная занимательность рассказа. Он содержит одно из древнейших в русской письменности описаний рая. В богословских спорах середины XIV в. по вопросу о том, существует ли «рай земной» или только «рай мысленный», новгородский архиепископ Василий в «Послании епископу Федору о земном рае» сослался именно на старца Агапия как свидетеля существования «земного рая» (ПСРЛ, 1853, т. 6, с. 87–89). Перечень южнославянских списков X. см. в кн.: Старабългарска литература, София, 1981, т. 1. Апокрифи, с. 395. Изд.: ПЛ, вып. 3, с. 134; Попов. Библиографические матер., № 1, с. 41–47; ВМЧ, апрель, дни 8–21. СПб., 1912, стб. 443–452; Успенский сборник XII–XIII вв. / Изд. подг. О. А. Князевская, В. Г. Демьянов и М. В. Ляпон. М., 1971, с. 446–473; Сказание отца нашего Агапия / Подг. текста, пер. и ком. М. В. Рождественской – ПЛДР. XII век. 1980, с. 154–165, 650–651. Лит.: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 237–240; Тихонравов Н. С. Отреченные книги Древней России. – В кн.: Тихонравов Н. С. Собрание сочинений. СПб., 1898, т. 1, с. 200–201; Пыпин А. Н. История русской литературы. СПб., 1902, т. 1, с. 463; Адрианова-Перетц В. П. Апокрифы. – В кн.: История русской литературы, т. 1. Литература XI – нач. XIII в. М.; Л., 1941, с. 75, 76, 82–83; Белоброва О. А. Переводная беллетристика XI–XIII вв. – В кн.: Истоки русской беллетристики. Л., 1970, с. 151–154.
М. В. Рождественская

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Хождение Агапия в рай" в других словарях:

  • АПОКРИФЫ — [греч. ἀπόκρυφος тайный, скрытый, сокровенный], произведения религ. лит ры (иудейской и христ.), посвященные по преимуществу событиям и лицам священной (ветхо и новозаветной) и церковной истории, не включенные в канон Церковью (а ветхозаветные… …   Православная энциклопедия

  • Василий Калика — (1330 – 3 VII 1352 г.) – архиепископ новгородский, автор «Послания... к владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. в Софийской первой, Воскресенской и других летописях; текст цит. по публикации Н. С. Демковой в кн.: ПЛДР. XIV –… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • "хождения" — жанр литературы Древней Руси; как правило, записки о путешествии к Святым местам или на церковные соборы. Известно более 70 произведений этого жанра: около 50 оригинальных и около 20 переводных. К числу наиболее популярных хождений относится… …   Литературная энциклопедия

  • Апокрифы о Илье Пророке — – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерусской письменности распространялся А. «Ильино Обавление» (Объявление,… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Древнерусская литература X—XI веков — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века …   Википедия

  • Древнерусская литература X–XI веков — Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века 3 Переводные памятники XI века …   Википедия

  • Афон — (Афонская гора, Святая гора, Άγιον Όρος по гречески, у турок Айнерос) узкий гористый полуостров (восточная часть широкого Халкидикского полуострова), вдающийся в Архипелаг (Эгейское море), несколько к В от Салоникского залива, 40° 40 ° с. ш., 42° …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»